Город Курск, находившийся в запустении после разорения полчищами Батыя,
был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича.
Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание
увидеть ее, и она была доставлена в Москву.
Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними
боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на
верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св.
Духом, на остальных же сторонах - изображения ветхозаветных пророков в различных
одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.
Доска, на которой изображена Богоматерь, представляла собою небольшой квадрат
в длину и ширину по 3 ½ вершка, вставленный в такой же формы деревянный оклад.
На последнем, как выше сказано, по велению царя Феодора Иоанновича были помещены изображения:
сверху иконы - Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, а по сторонам
ее - пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями.
Лики всех пророков обращены к изображению Богоматери и предвечного Младенца.
Царь и пророк Соломон изображен на правой стороне иконы держащим в правой руке свиток
с изречением: "премудрость созда себе домъ". За ним в нисходящем порядке
изображены пророки: Даниилъ, в левой руке которого свиток с изречением:
"азъ видехъ гору каменную", Иеремия со свитком в левой руке, на
котором написано: "се дние грядутъ, глаголетъ Господь...", и пр. Илия со
свитком в обеих руках, на котором изречение - "ревнуя поревновахъ о Господе".
На левой стороне иконы, в таком же нисходящем порядке, изображены: царь и пророк Давид
со свитком в левой руке и изречением на нем: "воскресни, Господи, въ покой Твой",
пророк Моисей со свитком в обеих руках и надписью: "азъ видехъ купину огненную";
пророк Исаия со свитком в правой руке и изречением - "се Дева во чреве прiиметъ";
судья Гедеон со свитком в левой руке, на котором написано - "сниде яко дождь на руно".
Ряд пророческих ликов на иконе внизу заключается изображением пророка Аввакума, с
надписью на свитке в обеих его руках - "Богъ отъ юга прiидетъ".
Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы,
которое называется "Знамением". На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила,
во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству
св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до
воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили
и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со
свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на
иконе "Знамения" Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство
об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказу были
украшены серебро-позолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица
Ирина Федоровна украсила святую икону богатой ризой с жемчугом, драгоценными
камнями и собственноручно расшитой золотом пелену красного атласа,
на которой золотыми буквами была вышита следующая надпись:
"Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея
России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери
Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы
Курския, лета 7105" (1597 г.)
Свободные от изображений поля оклада были покрыты бархатом, с вышитыми
на нем золотыми цветами и небольших разводов травами. Богатство украшений на
иконе увеличивалось разноцветными камнями, придающими ей большую художественную
красоту и редкое благолепие. Икона затем была возвращена, и в том же году, при
ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута
церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский
священник Георгий, в монашестве Евфимий.
В том же году была построена другая церковь во имя "Живоносного Источника" под горою, у самой реки, над
тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный
монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне
дерева.
Вместе с подлинной иконой Курской Богоматери, щедро украшались верующими также и точные
копии или списки с нее, к которым относились и относятся с не меньшим глубоким благоговением.
Известнейшими между ними, прежде всего, являются списки, находящиеся в Коренном и курском
Знаменском монастырях. Обе копии по времени их написания относятся к XVII веку, когда
установлен обычай на известный срок переносить икону Знамения в названные монастыри.
В отсутствие из того или другого монастыря подлинной, они устанавливаются в киотах для
них предназначенных.
Сохраняющееся в Коренной обители предание с вероятностью утверждает тождество местной
копии с Богородичной иконой, присланной царями Иоанном и Петром Алексеевичами в курский
Знаменский монастырь.
Это предание не вызывает сомнений, потому что в Знаменском монастыре нет иконы
"Знамения", сооруженной царственными жертвователями.
Будучи царским даром, копия чудотворной иконы в Коренной пустыни богато украшена.
На кипарисной доске ее красуется сребро-вызолоченная, чеканной работы риза, унизанная
жемчугом и разноцветными камнями. Венцы над изображениями Господа Саваофа и Богоматери
щедро усеяны бриллиантами, аметистами, бирюзой, яхонтом и другими разноцветными камнями.
Серебро-вызолоченная риза с жемчугом и разными камнями покрывает и другую копию иконы
Знамения в Коренной пустыни.
По сравнительному богатству и изяществу украшений заслуживает также внимания копия,
находящаяся в Знаменском курском монастыре. На ней серебро-вызолоченная риза, сплошь
убрана жемчугом и дорогими камнями. Бриллиантовые короны венчают изображения Богородицы
и Эммануила, а на поле оклада, над главою Богоматери, сияет бриллиантовая звезда...
В Троицком белгородском монастыре есть копия иконы Знамения пресвятой Богородицы,
называемая "царской - походной".
Изображение на иконы покрыто небольшой серебро-вызолоченной с финифтью, ризой.
Края иконы обложены чеканным с позолотою серебром и на ней около Богоматери изображены:
вверху – Бог-Отец, в нижней части и по сторонам – девять пророков со свитками и текстами.
Размеры иконы небольшие: длина 9 ¼ вершков, а в ширину 7 ½ вершков.
История этой иконы изложена в надписи, выгравированной на задней ее серебряной доске.
Надпись следующая:
"Въ 1689, году по воспоследовавшей отъ Государей Царей и великихъ князей Iоанна и
Петра Алексеевичей грамоте, присланной Преосвященному митрополиту Авраамiю Белгородскому и
Обоянскому марта 22 дня того же года, взята была копiя съ чудотворной иконы Знаменiя
пресвятыя Богородицы Курскiя, въ полки, отправлявшiеся въ походъ въ Крымъ, въ надежду,
крепкое ополченiе и защищенiе боярамъ и воеводамъ и на охраненiе полковъ и ратныхъ людей,
какъ въ оной грамоте написано, которая препровождена была съ молебнымъ пенiемъ соборне въ
Белгородъ; откуда отправлена въ вышеозначенное место со священнослужителями, и оттоле обратно
возвращена съ молебнымъ пенiемъ въ кафедральный Белгородскiй Свято-Троицкiй соборъ и поставлена
на особомъ на то устроенномъ месте".