Разделы:

Новости:

20.06.2017

 Продаётся 2-х ком. квар. 36.1 кв.м.
  в центре Коренной пустыни
  тел. 8-910-211-08-90




Жертвование:

Электронные счета WebMoney
для перечисления средств:

R222639618048 rub

Z290538889339 usd
E393506103829 eur

на развитие и восстановление
Коренной пустыни

подробнее


   

Описание иконы

Город Курск, находившийся в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву.

Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных же сторонах - изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Цветная литография подлиной иконы "Знамение" Доска, на которой изображена Богоматерь, представляла собою небольшой квадрат в длину и ширину по 3 ½ вершка, вставленный в такой же формы деревянный оклад. На последнем, как выше сказано, по велению царя Феодора Иоанновича были помещены изображения: сверху иконы - Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, а по сторонам ее - пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями.

Лики всех пророков обращены к изображению Богоматери и предвечного Младенца. Царь и пророк Соломон изображен на правой стороне иконы держащим в правой руке свиток с изречением: "премудрость созда себе домъ". За ним в нисходящем порядке изображены пророки: Даниилъ, в левой руке которого свиток с изречением: "азъ видехъ гору каменную", Иеремия со свитком в левой руке, на котором написано: "се дние грядутъ, глаголетъ Господь...", и пр. Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение - "ревнуя поревновахъ о Господе". На левой стороне иконы, в таком же нисходящем порядке, изображены: царь и пророк Давид со свитком в левой руке и изречением на нем: "воскресни, Господи, въ покой Твой", пророк Моисей со свитком в обеих руках и надписью: "азъ видехъ купину огненную"; пророк Исаия со свитком в правой руке и изречением - "се Дева во чреве прiиметъ"; судья Гедеон со свитком в левой руке, на котором написано - "сниде яко дождь на руно". Ряд пророческих ликов на иконе внизу заключается изображением пророка Аввакума, с надписью на свитке в обеих его руках - "Богъ отъ юга прiидетъ".

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется "Знамением". На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе "Знамения" Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказу были украшены серебро-позолоченным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Федоровна украсила святую икону богатой ризой с жемчугом, драгоценными камнями и собственноручно расшитой золотом пелену красного атласа, на которой золотыми буквами была вышита следующая надпись: "Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105" (1597 г.)

Свободные от изображений поля оклада были покрыты бархатом, с вышитыми на нем золотыми цветами и небольших разводов травами. Богатство украшений на иконе увеличивалось разноцветными камнями, придающими ей большую художественную красоту и редкое благолепие. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был Рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий.

 В том же году была построена другая церковь во имя "Живоносного Источника" под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной Пустынью в память явления иконы при корне дерева.

Вместе с подлинной иконой Курской Богоматери, щедро украшались верующими также и точные копии или списки с нее, к которым относились и относятся с не меньшим глубоким благоговением. Известнейшими между ними, прежде всего, являются списки, находящиеся в Коренном и курском Знаменском монастырях. Обе копии по времени их написания относятся к XVII веку, когда установлен обычай на известный срок переносить икону Знамения в названные монастыри. В отсутствие из того или другого монастыря подлинной, они устанавливаются в киотах для них предназначенных. Сохраняющееся в Коренной обители предание с вероятностью утверждает тождество местной копии с Богородичной иконой, присланной царями Иоанном и Петром Алексеевичами в курский Знаменский монастырь.

Это предание не вызывает сомнений, потому что в Знаменском монастыре нет иконы "Знамения", сооруженной царственными жертвователями. Будучи царским даром, копия чудотворной иконы в Коренной пустыни богато украшена. На кипарисной доске ее красуется сребро-вызолоченная, чеканной работы риза, унизанная жемчугом и разноцветными камнями. Венцы над изображениями Господа Саваофа и Богоматери щедро усеяны бриллиантами, аметистами, бирюзой, яхонтом и другими разноцветными камнями. Серебро-вызолоченная риза с жемчугом и разными камнями покрывает и другую копию иконы Знамения в Коренной пустыни. По сравнительному богатству и изяществу украшений заслуживает также внимания копия, находящаяся в Знаменском курском монастыре. На ней серебро-вызолоченная риза, сплошь убрана жемчугом и дорогими камнями. Бриллиантовые короны венчают изображения Богородицы и Эммануила, а на поле оклада, над главою Богоматери, сияет бриллиантовая звезда...

В Троицком белгородском монастыре есть копия иконы Знамения пресвятой Богородицы, называемая "царской - походной". Изображение на иконы покрыто небольшой серебро-вызолоченной с финифтью, ризой. Края иконы обложены чеканным с позолотою серебром и на ней около Богоматери изображены: вверху – Бог-Отец, в нижней части и по сторонам – девять пророков со свитками и текстами. Размеры иконы небольшие: длина 9 ¼ вершков, а в ширину 7 ½ вершков. История этой иконы изложена в надписи, выгравированной на задней ее серебряной доске. Надпись следующая:

"Въ 1689, году по воспоследовавшей отъ Государей Царей и великихъ князей Iоанна и Петра Алексеевичей грамоте, присланной Преосвященному митрополиту Авраамiю Белгородскому и Обоянскому марта 22 дня того же года, взята была копiя съ чудотворной иконы Знаменiя пресвятыя Богородицы Курскiя, въ полки, отправлявшiеся въ походъ въ Крымъ, въ надежду, крепкое ополченiе и защищенiе боярамъ и воеводамъ и на охраненiе полковъ и ратныхъ людей, какъ въ оной грамоте написано, которая препровождена была съ молебнымъ пенiемъ соборне въ Белгородъ; откуда отправлена въ вышеозначенное место со священнослужителями, и оттоле обратно возвращена съ молебнымъ пенiемъ въ кафедральный Белгородскiй Свято-Троицкiй соборъ и поставлена на особомъ на то устроенномъ месте".

< назад на первую вперед >
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100   Коренная пустынь
         1295-2014
На главную страницу  
Copyright (c) korennaya.ru 2006-2014
Отправить письмо сейчас
Все права защищены! При использовании материалов сайта ссылка на
www.korennaya.ru или согласие законного правообладателя обязательны